Ритейлерам запретят получать вознаграждения от производителей социальных товаров
Москва, 15 октября - DIXINEWS.
Правительство планирует ввести новый способ контроля за ценами на яйца. Магазинам больше не разрешат получать бонусы от поставщиков, которые ранее достигали 5% за продажу определённых объёмов продукции.
Как стало известно АОН, Министерство экономического развития и Министерство сельского хозяйства одобрили проект постановления, инициированный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Согласно этому документу, яйца первой и второй категорий будут включены в список социально значимых товаров, за продажу которых не предусмотрены выплаты вознаграждений торговым сетям. Ранее в перечень вошли хлеб, мясо кур и молочная продукция.
Министерство сельского хозяйства считает, что это решение содействует стабилизации цен на внутреннем рынке и сохранит доступность яиц для широкого круга потребителей. В пресс-службе министерства отметили: «По оценке министерства, данная мера окажет положительное влияние на ценовую ситуацию на внутреннем рынке и в дальнейшем продукция птицеводства будет оставаться доступной для широкого круга потребителей». Напомнили и о том, что с конца прошлого года наблюдается снижение отпускных цен на яйца. На середину октября стоимость яиц первой категории снизилась на 22,6%, а второй — на 29,5%, достигнув средней цены 73,2 и 58,6 рубля соответственно. Эти изменения начали отражаться и в розничных ценах.
Напомним, что осенью 2023 года начался дефицит куриных яиц, что спровоцировало резкий рост цен. В октябре цена яиц подскочила на 13,1%, по сравнению с предыдущим месяцем, а в ряде регионов они начали продаваться поштучно. К концу года средняя стоимость яиц поднялась более чем на 40%. В связи с этой ситуацией правительство вынуждено было ввести несколько антикризисных мер, включая отмену пошлин на импортные яйца и переговоры с зарубежными партнёрами об увеличении поставок данной продукции.
ФАС подготовила документ, направленный на стабилизацию цен и увеличение предложения на рынке. Он предусматривает включение яиц первой и второй категорий в перечень социально значимых товаров, за продажу которых торговым сетям запрещено выплачивать вознаграждения. В данный список уже вошли хлеб, мясо птицы и пастеризованное молоко с жирностью 2,5–3,2%.
Согласно пояснительной записке к документу, около 60% куриных яиц реализуются через торговые сети. Основной спрос приходится на продукцию первой и второй категорий.
«Торговые организации обычно взимают вознаграждение за покупку товаров, и эти средства идут на мероприятия, стимулирующие спрос. Но куриные яйца — товар социально значим, а спрос на них стабилен. Более того, они являются продуктом, который привлекает покупателей в магазины», — сообщили в пресс-службе ФАС.
В ведомстве также отметили, что отказ от выплат вознаграждений торговым организациям позволил бы высвободить средства у производителей, которые могут быть направлены на модернизацию и расширение производства.
Генеральный директор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева поддержала предложение ФАС касательно запрета выплаты вознаграждений торговым сетям.
В свою очередь, президент «Опоры России» Александр Калинин добавил, что вопрос о выплатах сетям обсуждается далеко не первый год. По его мнению, важно учитывать интересы всех сторон:
"Исторически мы поддерживаем поставщиков, поскольку ритейл — это крупный бизнес. Но ритейлерам тоже нужно учесть их мотивирующие факторы. Тем не менее, размер бонусов должен быть регулируем и не превышать приемлемые проценты".
Заместитель директора АО "Птицефабрика Чайковская" Владимир Бельков прокомментировал законодательную инициативу ведомств, как положительную тенденцию к защите производителей и покупателей.
"Речь идёт о том, что сейчас называется "торговым бонусом" за присутствие товара на полках в сетях. В целом, если производитель не согласен его платить, то сетевики могут отказать в заключении контракта. На мой взгляд - справедливая и нужная инициатива. В законодательных предложениях ещё звучали несколько правильных решений, такие как обязательное присутствие, не менее 25% от объема представленной продукции на полках, местных производителей продуктов питания. А это значит не только отменить и запретить комиссионный сбор за присутствие на полках, но и обязать продавать продукцию местных производителей социально-значимых товаров", - поделился своим мнением Владимир Бельков.
При этом директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что правительство должно применить комплексные меры для регулирования цен. В первую очередь это относится к поддержке птицеводческих предприятий, которые в настоящее время остаются низкорентабельными.